Главная » Статьи » Программирование » Pascal |
Интегрированная среда программирования Turbo Pascal 7.0 (примерны можно найти на форуме) Вход в интегрированную среду - выполнение файла turbo.exe. Экран интегрированной среды состоит из трех частей: строки главного меню, поля экрана и строки состояния. Строка меню:
Основные понятия языка Turbo Pascal 7.0Язык Pascal разработан профессором Виртом в 1969 -1971 г. и назван в честь великого французского математика и философа - Блеза Паскаля - первого в мире создателя счетно-решающей машины. Язык Pascal был разработан в первую очередь для обучения учащихся практике программирования. Благодаря своей стройности, лаконичности, эффективности реализации большинства научно-технических задач язык Pascal приобрел широкую известность. Алфавит языкаАлфавит - совокупность допустимых в языке символов. Элементы алфавита можно разбить на четыре группы:
Символы, используемые в идентификаторах Идентификатор - имя любого объекта программы - может включать латинские буквы (прописные и строчные), арабские цифры (0…9) и символ подчеркивания. Общие правила написания идентификаторов:
Например: Metka12 1gr - ошибка Blok_5 Nomer.data - ошибка Специальные символы При написании программ применяются специальные символы: + - * / = > < [ ] ( ) { } . , : '# $ Составные символы, которые воспринимаются как единое целое: := <> .. <= >= (. .) (* *) Неиспользуемые символы Буквы русского алфавита не используются в Pascal, но их можно использовать в комментариях и символьных строках. Структура программыProgram <имя программы>; {Заголовок программы необязателен} <Раздел объявления меток> <Раздел объявления констант> <Раздел объявления типов> <Раздел объявления переменных> <Раздел объявления процедур и функций> Begin <раздел операторов> End. Раздел объявления метокФормат Label <имя метки, …>; Например Label 1, 3, 1A, D; Метка ставится в теле программы перед оператором и отделяется от него двоеточием. Раздел объявления константКонстантами называются элементы данных, значения которых известны заранее и в процессе выполнения программы не изменяются. Формат Const <идентификатор> = <значение константы>; Например Const Max=5600; Arg=54; Vxod='Цветок'; Имеется ряд констант, к значениям которых можно обращаться без предварительного определения. Зарезервированные константы
Раздел объявления типовВ Pascal используются стандартные типы данных, но могут быть объявлены и новые типы. Формат Type < имя типа> = (<значение1, значение2, …>); Например, для объявления типов, соответствующих году, месяцу и дню, можно написать так: Type Year=1900..2000; Month=(jan, feb, mar,…); Day=1..31; Раздел объявления переменныхПеременные в отличие от констант могут менять свои значения в процессе выполнения программ. Формат Var < Идентификатор>:<тип>; Например Var I,J:Integer; L:Real; STR: Sring; Раздел объявления процедур и функцийВсе используемые процедуры и функции должны быть объявлены до начала входа в основную программу. Пример для практического занятия Program PER; Const M=50; Var X:Integer; Y:Real; BEGIN X:=M*3; Y:=X/7; Write('X=',X,' Y=',Y); END. Числовые константыВ языке Pascal допускается использование чисел в 10 и 16 системах счисления. Если число представлено в 16 системе счисления, то перед ним без пробела записывается знак $. Диапазон изменения чисел в 16 системе счисления от $00000000 до $FFFFFFFF. В 10 системе счисления числа могут записываться двумя способами: с фиксированной и с плавающей точкой. Вещественные десятичные числа с фиксированной точкой записываются по обычным правилам арифметики. Целая часть от дробной отделяется точкой. Если точка отсутствует, число считается целым. Например 125 - целое десятичное число $1FF - 16 -е число 124.674 - вещественное число Вещественные десятичные числа с плавающей точкой представлены в виде: mE+p, где m - мантисса (целое или дробное число с десятичной точкой), E - означает "десять в степени", р - порядок (целое число). Например 5.18Е +02 Þ 5,18*102 Þ 518 10Е-03Þ 10*10-3 Þ 0,01 Строковые и символьные константыСтрока символов - это последовательность любого количества символов (не более 126), расположенных на одной строке и заключенных в апострофы. Например Const Symb='TURBO'; Простые типы данныхВ Turbo Pascal имеются следующие группы простых типов:
Целые типы.
Вещественные типы
Символьный тип Стандартный символьный тип Char определяет полный набор ACSII-символов. В программе при задании символьных значений необходимо использовать апострофы. В памяти занимает 1 байт. Например Var S:Char; Begin S:='F'; … Перечисляемый тип Перечисляемые типы определяются программистом. Формат Type <имя типа>=(идентификатор 1, идентификатор 2, …,идентификатор N); Тип-диапазон Задается начальным и конечным значениями, которые разделяются двумя точками. Формат Type <имя типа>=<минимальное значение>..<максимальное значение>; Например Type Num=-10..10; Var A,B:Num; Переменные А и В будут принимать значения в интервале от -10 до 10. Логический тип Стандартный логический тип Boolean (размер - 1байт). Эти типы могут принимать только два значения: True и False. ВыраженияАрифметические выраженияАрифметические выражения формируются из переменных, констант, функций, знаков операций и круглых скобок. В арифметических выражениях используются следующие арифметические операции:
Приоритет операций в порядке убывания: /, *, div, mod, -, + Для изменения приоритета операций используются круглые скобки. Например: (A+B)/(A-B)
Математические функции
Пример программы с использованием арифметических выражений Program p2; Const X=-2; A=732; B=3.4; Var Z,Y:Real; BEGIN Y:=1/(1-1/Sqrt(A+B)); Z:=Arctan(X)/(1-ABS(X)); Write('Ý=',Y,' Z=',Z); END. Условные выражения и операции отношенияОперации отношения выполняют сравнение двух операндов и определяют, истинно значение выражения или ложно. Они используются для управления циклами и в условных операторах. Операции отношения
Операции расположены в порядке убывания приоритета. Например Выражение Результат 12>=12 True 56>10 True 11<=6 False Логические выражения и операцииРезультатом выполнения логического выражения является логическое значение True или False. Имеется одна унарная логическая операция not (отрицание) и две бинарные операции and (логическое умножение) и or (логическое сложение). Таблица истинности
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1373 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 2 | |
| |