[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ренессанс
АлексейДата: Четверг, 11.06.2015, 21:43 | Сообщение # 1
Продвигающийся
Группа: Администраторы
Сообщений: 324
Награды: 4
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
...
 
АлексейДата: Четверг, 11.06.2015, 21:43 | Сообщение # 2
Продвигающийся
Группа: Администраторы
Сообщений: 324
Награды: 4
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
Сообщение.

1. Этнический ренессанс.
Начиная с 60-ых годов ХХ века западная цивилизация открывает для себя новый социальный феномен - этническое возрождение или этнический парадокс современности. Сущность этого явления заключается в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, возрождения интереса к этнической культуре, языку, обычаям, традициям, образу жизни на фоне нарастающей интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности.
В 1960 - 1970-ые годы идеи этнического возрождения распространяются в Европе, постепенно вовлекая в процесс все новые народы. В бывшем СССР этническое возрождение становится очевидным с середины 1980-ых годов, играя важную роль в последующем распаде государства.
Это явление, затронувшее население множества стран на всех континентах, вначале даже получило название этнического парадокса современности, так как оно сопутствует все нарастающей унификации духовной и материальной культуры. В настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества во второй половине двадцатого века. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах.
Причины этнического возрождение:
имперское колониальное наследие, в частности приоритет православной церкви даже в годы гонений на религию – когда все церкви были «плохие», православная была все-таки немного лучше;
преступления против человечества (депортации целых народов, репрессии против национальной интеллигенции);
сверхпроизвольность этно-территориального членения страны: только 53 народа из более чем 100, проживавших на территории бывшего СССР, имели свои национальные единицы, причем была установлена их строгая иерархия – союзные республики, автономные республики, автономные области, автономные округа. А статус национально-государственных образований и их границы очень часто определялись без учета численности и реального расселения народов.
2. Структура нового миропорядка
Мировая экономика к концу XX века достигла невиданных масштабов. Совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) планеты приблизился к 25 трлн. долл. Весь мир с его 5,7 млрд. жителей в 1995 г. добыл 2230 млн. т нефти, выплавил 656 млн. т стали, вырастил 1,8 млрд. т зерна, произвел 2230 т золота. Темпы роста мировой торговли значительно выше темпов роста производства. С 1950 г. объем международной торговли вырос в 14 раз, а производств -- в 5,5 раза.
 
АлексейДата: Четверг, 11.06.2015, 21:44 | Сообщение # 3
Продвигающийся
Группа: Администраторы
Сообщений: 324
Награды: 4
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Первой на этот путь вступила Италия (уровень урбанизации, вверх города над деревней, финансового дела, расширение ремесленного производства).
Термин «Возрождение» или «Ренессанс» появился в XVI веке. Историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура.
В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).
Перемены в жизни общества сопровождались изменениями: культуры, расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.
Огромное влияние на культуру Возрождения оказала Великие географические открытия. Огромную роль в этом прорыве сыграли Великие географические открытия. В 1456 году португальские корабли достигли Зеленого мыса, в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. На картах появились Азорские острова и острова Мадейра. В 1492 г. Х. Колумб (итальянец) в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан, открыв новый континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. Была открыта Австралия. Кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что земля имеет форму шара.
Итальянское Возрождение делят на 5 этапов:
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век);
Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века — конец XV века);
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века);
Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века).
Проторенессанс. Уже в ранних произведениях Данте (1265 -1321) -цикле сонетов, канцон и баллад, объединенных в произведение «Новая жизнь», неоконченном произведении «Пир» и других — поэт начинает опыты по использованию итальянского языка, доказывая тем самым его жизнеспособность. Величайшим шедевром поэта, обессмертившим его имя, стала «Божественная комедия», благодаря которой Данте вошел в историю культуры как создатель итальянского литературного языка. Сюжет произведения, весьма традиционный для Средневековья, наполнен новыми элементами, часто противоречащими церковным канонам, ярко выражающими мнение и вкусы самого автора, демонстрирующими его широчайшую эрудицию, знание античности. Произведение состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Каждая из трех частей поэмы содержит тридцать три песни. Содержание подчинено последовательной символике чисел.
С именем Джотто ди Бондоне связан решительный поворот к реалистическому искусству. Наиболее известными произведениями Джотто, дошедшими до нашего времени, считаются росписи на евангельские сюжеты в капелле дель Арена в Падуе и росписи на темы из жизни Франциска Ассизского в церкви Санта Кроче во Флоренции. В этих шедеврах мастер отказывается от плоскостного характера иконописных изображений на основе синтеза объема и плоскости. Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304—1306). Мастеру удалось передать высокий драматизм сцены через пристальный и многозначительный взгляд Христа, обращенный на предателя. При этом Джотто сумел передать спокойствие Христа в соединении с ясным осознанием предначертанной ему судьбы. Тема фрески «Христос и Иуда» проходит лейтмотивом через весь падуан-ский цикл («Встреча Марии и Елизаветы», «Бегство в Египет», «Оплакивание Христа» и др.). Новаторство Джотто оказало колоссальное воздействие на изобразительное искусство эпохи Возрождения.
Ранний Ренессанс. К периоду Раннего Ренессанса относится литературное творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Как и Данте эти величайшие поэты Италии считаются создателями итальянского литературного языка.
Петрарка (1304—1374) остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Всемирную известность получили сонеты на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен»:
При благородстве крови — скромность эта,
Блестящий ум—и сердца чистота,
При замкнутости внешней — теплота,
И зрелый плод — от молодого цвета, —
Да, к ней была щедра ее планета,
Вернее — царь светил, и высота
Ее достоинств, каждая черта
Сломили бы великого поэта.
В ней сочетал Господь любовь и честь,
Очарованьем наделя под стать
Природной красоте — очам на радость,
И что-то у нее во взоре есть,
Что в полночь день заставит засиять,
Даст горечь меду и полыни — сладость.
Учеником и последователем Петрарки был Боккаччо (1313—1375) - автор известного сборника реалистических новелл «Декамерон». Глубоко гуманистическое начало произведения Боккаччо, насыщенного тонкими наблюдениями, великолепным знанием психологии, юмором и оптимизмом, остается весьма поучительным и сегодня. Достаточно отметить, что в наше время новеллы Боккаччо легли в основу сценических и экранных версий шедевра, созданного более шестисот лет назад.
Последующая литература Итальянского Возрождения равнялась на великих флорентийцев: Данте, Петрарку и Боккаччо, хотя и не смогла превзойти их славы.
Выдающимся мастером Раннего Возрождения считается Мазаччо (1401—1428). Росписи художника отличают энергичная светотеневая лепка, пластическая телесность, трехмерность фигур и их композиционная увязка с пейзажем, это можно увидеть посмотрев росписи в часовне капелла Бранкачи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции. Искусство Мазаччо стало образцом для творчества последующих поколений художников.
Наиболее известный скульптор первой половины XV в. Донателло (1386—1466). Возрождая античные традиции, он первым представил в скульптуре обнаженное тело, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа. Его искусство отличает реалистическая манера. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни.
Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения Филиппа Брунеллески (1377—1446) - один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры, которым, впрочем, художник придал несколько иные пропорции. Это позволило мастеру ориентировать постройки на человека, а не подавлять его, на что, в частности, были рассчитаны сооружения средневекового зодчества. Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи, внес большой вклад в фундаментальную науку. Воспитательный дом для младенцев, оставшихся без родителей, ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата — здание фактически является её ажурной «стеной». Все архитектурные элементы ясно читаются, масштаб постройки не превышает человеческую меру, но согласован с ней. Открытая лестница в 9 ступеней ведет во всю ширину здания к нижнему этажу, раскинувшемуся галереей из 9 полуциркульных арок, которые покоятся на высоких колоннах композитного ордера. Базилика Сан-Лоренцо и Старая сакристия. Купол собора Санта Мария дель Фьоре. Капелла Пацци. Ораторий церкви Санта-Мария дели Анджели. Церковь Санто-Спирито. Палаццо Питти.
Высокий Ренессанс. Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров титанов Возрождения — Леонардо да Винчи,. Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Характерным фоном взлета Ренессанса был экономический и политический упадок Италии — закономерность, не раз повторявшаяся в истории. В творчестве представителей Высокого Возрождения достигли вершины реалистические и гуманистические основы культуры Ренессанса.
Леонардо да Винчи (1452—1519) едва ли имеет равных себе по степени одаренности и универсальности среди представителей Возрождения. Сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, механиком, астрономом, физиологом, ботаником, анатомом, обогатив эти и многие другие сферы знаний открытиями и гениальными догадками. В его художественном наследии особо выделяются такие дошедшие до нас шедевры, как «Тайная вечеря» — фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, а также самый знаменитый портрет эпохи Возрождения «Джоконда» («Мона Лиза»).
Среди многочисленных новаций Леонардо следует назвать особую манеру письма, получившую название дымчатой светотени, которая в сочетании с линейной перспективой передавала глубину пространства.
В творчестве Леонардо наиболее полно выразился универсализм представителей Возрождения, где сложно обнаружить резкие грани между наукой, художественной фантазией и воплощением замыслов.
Живописец Италии Рафаэль Санти (1483—1520) вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живописных шедевров. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле», миниатюрное и, вероятно, неоконченное изображение Девы Марии и младенца Христа, проникнутое изяществом и мягким лиризмом, которое Рафаэль написал в 20-м возрасте. Считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию (художник, скорее всего, оставил её незавершённой в связи с переездом). Зрелые работы живописца выделяются совершенством композиционных решений, колоритом и экспрессией. Это росписи парадных залов Ватиканского дворца и величайшее творение Рафаэля — «Сикстинская мадонна». На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II, Святой Варвары, и двумя ангелочками внизу, под Мадонной глядящими снизу вверх на её схождение. Фигуры образуют треугольник, поднятый занавес лишь подчёркивает геометрическое построение композиции. Святой, у ног которого изображена папская тиара, подчёркивающая его высокий сан, указывает своей рукой в сторону наблюдателя, и Мадонна с младенцем смотрят в указанном им направлении, в то время как Святая Варвара склонила голову. Выражения лиц и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде страданий и смерти Христа. Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, церкви и небольшой часовни в Ватикане. Папа Лев Х назначил художника руководителем строительства купола Собора св. Петра.
Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Имя при рождении: Микеланджело де Франческо де Нери де Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508— 1512). Общая площадь фрески 600 кв. метров. Статуя Давида изображает обнажённого юношу, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу(метательное оружие). Мраморная статуя Моисея (ветхозаветного пророка) высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Микеланджело работал над этой скульптурой с 1513 по 1515 годы. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками великого мастера.
Поздний Ренессанс. Период Позднего Возрождения был отмечен наступлением католической реакции. Церковь небезуспешно пыталась восстановить частично утраченную безраздельную власть над умами, поощряя деятелей культуры, с одной стороны, и используя репрессивные меры в отношении непокорных — с другой. Так, многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику великих мастеров Возрождения. Среди наиболее крупных основоположников маньеризма Якопо Понтормо (1494—1557). Работы: «Христос в Эммаусе» (1525, Уффици, Флоренция), «Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем» (Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Встреча Марии и Елизаветы» (церковь Сан-Микеле, Карминьяно, 1528—1530).
Бронзино Анджело (Аньоло) (1503—1572). Бронзино писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы. Однако настоящую славу художнику принесли в первую очередь портреты. Работы: портрет Биа Медичи, дочери Козимо I, умершей в пятилетнем возрасте (1542, Уффици, Флоренция), Джулиано ди Пьеро де Медичи, Святое Семейство со святой Анной и Иоанном Крестителем (1530), Элеонора Толедская с сыном (1545, Уффици, Флоренция), Портрет Лауры Баттифери (1560, Палаццо Веккьо, Флоренция), Аллегория с Венерой и Амуром (1546, Национальная галерея, Лондон), Святое Семейство с младенцем Иоанном Крестителем (1530, Уффици, Флоренция).
Однако маньеризм, несмотря на мощное покровительство церкви, не стал ведущим направлением в период Позднего Возрождения. Это время было отмечено реалистическим, гуманистическим творчеством живописцев, относящихся к венецианской школе: Паоло Веронезе (1528 — 1588), Якопо Тинторет-то (1518 — 1594), Микеланджело да Караваджо (1573—1610) и др.
Караваджо - основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени, демократизмом. Караваджо первым противопоставил маньеризму реалистические сюжеты народного быта — караваджизм.
Окончание эпохи Ренессанса. В 1542 г. была реорганизована инквизиция и создан ее трибунал в Риме. Многие передовые ученые и мыслители, продолжавшие придерживаться традиций Ренессанса, были репрессированы, погибли на кострах инквизиции. В 1540 г. был утвержден орден иезуитов, который по существу превратился в репрессивный орган Ватикана. В 1559 г. папа Павел IV впервые издает «Список запрещенных книг» (Index librorum prohibitorum). Названные в «Списке» произведения литературы запрещалось читать верующим под страхом отлучения от церкви. В числе подлежащих уничтожению книг было немало произведений гуманистической литературы Возрождения (например, сочинения Боккаччо). Таким образом, эпоха Возрождения к началу 40-х годов XVII в. в Италии закончилась.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: