Главная » Статьи » Программирование » Pascal

Основные понятия языка Turbo Pascal 7.0

Интегрированная среда программирования Turbo Pascal 7.0 (примерны можно найти на форуме)

Вход в интегрированную среду - выполнение файла turbo.exe.

Экран интегрированной среды состоит из трех частей: строки главного меню, поля экрана и строки состояния.

Строка меню:

  • File (файл) - позволяет выполнять все основные операции с файлами и содержит опции:
    • NEW (новый) - создать новый файл с именем nonameXX.pas;
    • OPEN (открыть) - открыть сохраненный ранее файл с расширением *.pas;
    • SAVE (сохранить) - сохранить открытый файл на диске;
    • SAVE AS (сохранить как) - сохранить открытый файл, но запрашивает имя файла, под которым будет проведено сохранение;
    • SAVE ALL (сохранить все) - сохранить все открытые файлы;
    • PRINT (вывести на печать);
    • EXIT (выход).
  • Edit (редактирование) - позволяет выполнять все операции редактирования текста:
    • CUT (вырезать) - вырезает выделенный фрагмент текста и помещает его в буфер промежуточного хранения;
    • СOPY (копировать) - копирует выделенный фрагмент текста и помещает его в буфер промежуточного хранения;
    • PASTE (вставить) - вставляет фрагмент текста из буфера промежуточного хранения;
    • СLEAR (очистить) - удаляет выделенный фрагмент текста без записи в буфер промежуточного хранения.
  • RUN (выполнение) - + - запуск программы на выполнение.
  • COMPILE (компилировать) - управляет процессом компиляции.
  • OPTIONS (опции) - устанавливает необходимые параметры интегрированной среды.

В интегрированной среде можно работать с несколькими рабочими окнами. Переход из одного рабочего окна в другое - клавиша F6. Для перехода в режим выполнения используются клавиши - <Alt>+<F5>.

Основные понятия языка Turbo Pascal 7.0

Язык Pascal разработан профессором Виртом в 1969 -1971 г. и назван в честь великого французского математика и философа - Блеза Паскаля - первого в мире создателя счетно-решающей машины. Язык Pascal был разработан в первую очередь для обучения учащихся практике программирования. Благодаря своей стройности, лаконичности, эффективности реализации большинства научно-технических задач язык Pascal приобрел широкую известность.

Алфавит языка

Алфавит - совокупность допустимых в языке символов.

Элементы алфавита можно разбить на четыре группы:

  • символы, используемые в идентификаторах;
  • разделители - пробел;
  • специальные символы;
  • неиспользуемые символы.

Символы, используемые в идентификаторах

Идентификатор - имя любого объекта программы - может включать латинские буквы (прописные и строчные), арабские цифры (0…9) и символ подчеркивания.

Общие правила написания идентификаторов:

  • Идентификатор начинается только с буквы или знака подчеркивания (исключение составляют метки, которые могут начинаться и цифрой, и буквой);
  • Между двумя идентификаторами должен быть, по крайней мере, один пробел.
  • Длина идентификатора может быть любой, но значимыми являются только первые 63 символа;
  • Прописные и строчные буквы в идентификаторах не различаются.

Например:

Metka12

1gr              - ошибка

Blok_5

Nomer.data - ошибка

Специальные символы

 При написании программ применяются специальные символы: + - * / = > < [ ] ( ) { } . , : '# $  Составные символы, которые воспринимаются как единое целое: :=  <>  ..  <=  >=  (.  .)  (*  *)

Неиспользуемые символы

Буквы русского алфавита не используются в Pascal, но их можно использовать в комментариях и символьных строках.

Структура программы

Program <имя программы>; {Заголовок программы необязателен}

<Раздел объявления меток>

<Раздел объявления констант>

<Раздел объявления типов>

<Раздел объявления переменных>

     <Раздел объявления процедур и функций>

Begin

    <раздел операторов>

End.

Раздел объявления меток

Формат

Label

   <имя метки, …>;

Например

Label

   1, 3, 1A, D;

Метка ставится в теле программы перед оператором и отделяется от него двоеточием.

Раздел объявления констант

Константами называются элементы данных, значения которых известны заранее и в процессе выполнения программы не изменяются.

Формат

Const

   <идентификатор> = <значение константы>;

Например

Const

   Max=5600;

   Arg=54;

   Vxod='Цветок';

Имеется ряд констант, к значениям которых можно обращаться без предварительного определения.

Зарезервированные константы

Идентификатор

Тип

Значение

Описание

Pi

True

False

Maxint

MaxLongInt

Real

Boolean

Boolean

Integer

LongInt

3.1415926536

True

False

32767

214783647

Число "пи"

"Истина"

"Ложь"

Максимальное число

Максимальное число

Раздел объявления типов

В Pascal используются стандартные типы данных, но могут быть объявлены и новые типы.

Формат

Type

  < имя типа> = (<значение1, значение2, …>);

Например, для объявления типов, соответствующих году, месяцу и дню, можно написать так:

Type

  Year=1900..2000;

  Month=(jan, feb, mar,…);

   Day=1..31;

Раздел объявления переменных

Переменные в отличие от констант могут менять свои значения в процессе выполнения программ.

Формат

Var

   < Идентификатор>:<тип>;

Например

Var

   I,J:Integer;

   L:Real;

   STR: Sring;

Раздел объявления процедур и функций

Все используемые процедуры и функции должны быть объявлены до начала входа в основную программу.

Пример для практического занятия

Program PER;

 Const

    M=50;

Var

    X:Integer;

    Y:Real;

BEGIN

   X:=M*3;

   Y:=X/7;

   Write('X=',X,' Y=',Y);

END.

 

Числовые константы

В языке Pascal допускается использование чисел в 10 и 16 системах счисления. Если число представлено в 16 системе счисления, то перед ним без пробела записывается знак $. Диапазон изменения чисел в 16 системе счисления от $00000000 до $FFFFFFFF.

В 10 системе счисления числа могут записываться двумя способами: с фиксированной и с плавающей точкой. Вещественные десятичные числа с фиксированной точкой записываются по обычным правилам арифметики. Целая часть от дробной отделяется точкой. Если точка отсутствует, число считается целым.

Например

125 - целое десятичное число

$1FF - 16 -е число

124.674 - вещественное число

Вещественные десятичные числа с плавающей точкой представлены в виде: mE+p, где m - мантисса (целое или дробное число с десятичной точкой), E - означает "десять в степени", р - порядок (целое число).

Например

5.18Е +02 Þ 5,18*102 Þ 518

10Е-03Þ 10*10-3 Þ 0,01

Строковые и символьные константы

Строка символов - это последовательность любого количества символов (не более 126), расположенных на одной строке и заключенных в апострофы.

Например

Const

Symb='TURBO';

Простые типы данных

В Turbo Pascal имеются следующие группы простых типов:

  • целые типы;
  • вещественные типы;
  • символьный тип;
  • перечисляемый тип;
  • тип-диапазон;
  • логический тип.

Целые типы.

Тип

Диапазон

Формат

Размер в байтах

Shortint

Integer

Longint

Byte

Word

-128 .. 127

-32768 .. 32767

-2147483648 .. 2147483647

0 .. 255

0 .. 65535

Знаковый

Знаковый

Знаковый

Беззнаковый

Беззнаковый

1

2

4

1

2

Вещественные типы

Тип

Диапазон

Число значащих цифр

Размер в байтах

Real

Single

Double

Extended

2.9*10-39 .. 1.7*1038

1.5*10-45 .. 3.4*1038

5.0*10-324 .. 1.7*10308

3.4*10-4932 .. 1.1*104932

11-12

7-8

15-16

19-20

6

4

8

10

Символьный тип

Стандартный символьный тип Char определяет полный набор  ACSII-символов. В программе при задании символьных значений необходимо использовать апострофы. В памяти занимает 1 байт.

Например

Var

   S:Char;

Begin

  S:='F';

Перечисляемый тип

Перечисляемые типы определяются программистом.

Формат

Type

  <имя типа>=(идентификатор 1, идентификатор 2, …,идентификатор N);

Тип-диапазон

Задается начальным и конечным значениями, которые разделяются двумя точками.

Формат

Type

  <имя типа>=<минимальное значение>..<максимальное значение>;

Например

Type

 Num=-10..10;

Var

 A,B:Num;

Переменные А и В будут принимать значения в интервале от -10 до 10.

Логический тип

Стандартный логический тип Boolean (размер - 1байт). Эти типы могут принимать только два значения: True и False.

Выражения

Арифметические выражения

Арифметические выражения формируются из переменных, констант, функций, знаков операций и круглых скобок. В арифметических выражениях используются следующие арифметические операции:

Выражение

Тип данных

Тип результата

Операция

Пример

A+B

Real

Integer

Real, Integer

Real

Integer

Real

Сложение

 

 

A-B

Real

Integer

Real, Integer

Real

Integer

Real

Вычитание

 

A*B

Real

Integer

Real, Integer

Real

Integer

Real

Умножение

 

A/B

Real

Integer

Real, Integer

Real

Real

Real

Деление

 

A div B

Integer

Integer

Целочисленное деление

11 div 5 Þ2

10 div 3Þ3

2 div 3Þ0

A mod B

Integer

Integer

Деление с остатком

11 mod 5Þ1

10 mod 3Þ1

14 mod 5Þ4

Приоритет операций в порядке убывания: /, *, div, mod, -,  +

Для изменения приоритета операций используются круглые скобки.

Например:

(A+B)/(A-B)

 

Математические функции

Функция

Назначение

Тип результата

Abs(X)

Arctan(X)

Sin(X)

Cos(X)

Exp(X)

Ln(X)

Sqr(X)

Sqrt(X)

Frac(X)

Int(X)

Round(X)

 

Trunc(X)

Абсолютное значение аргумента

Арктангенс аргумента

Синус аргумента

Косинус аргумента

ex

Натуральный логарифм

Квадрат аргумента

Квадратный корень аргумента

Возвращает число, равное дробной части числа

Возвращает число, равное целой части числа

Возвращает число, равное целой части числа (округление – по правилам математики)

Возвращает число, равное целой части числа (округление – путем отбрасывания дробной части)

Совпадает с типом Х

Вещественный

Вещественный

Вещественный

Вещественный

Вещественный

Совпадает с типом Х

Вещественный

Вещественный

Вещественный

LongInt

 

LongInt

Пример программы с использованием арифметических выражений

Program p2;

Const

   X=-2;

   A=732;

   B=3.4;

Var

   Z,Y:Real;

BEGIN

  Y:=1/(1-1/Sqrt(A+B));

  Z:=Arctan(X)/(1-ABS(X));

  Write('Ý=',Y,'  Z=',Z);

END.      

Условные выражения и операции отношения

Операции отношения выполняют сравнение двух операндов и определяют, истинно значение выражения или ложно. Они используются для управления циклами и в условных операторах.

Операции отношения

Выражение

Операция

Результат

A=B

A<>B

A>B

A<B

A>=B

A<=B

Равно

Не равно

Больше

Меньше

Больше или равно

Меньше или равно

True, если A= B

True, если A <>B

True, если A >B

True, если A <B

True, если A>= B

True, если A<= B

Операции расположены в порядке убывания приоритета.

Например

                Выражение       Результат

                  12>=12               True

                  56>10                 True

                  11<=6                 False

Логические выражения и операции

Результатом выполнения логического выражения является логическое значение True или False.

Имеется одна унарная логическая операция not (отрицание) и две бинарные операции and (логическое умножение) и or (логическое сложение).

Таблица истинности

Выражение

Значение А

Значение В

Результат

Not A

True

False

 

False

True

A and B

True

True

False

False

True

False

True

False

True

False

False

False

A or B

True

True

False

False

True

False

True

False

True

True

True

False

Категория: Pascal | Добавил: Алексей (18.10.2014) | Автор: Фролов Алексей E
Просмотров: 989 | Комментарии: 2 | Теги: программирование, pascal, turbo | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
avatar
1
cry
avatar
2
Много всего сразу и не запомнишь
avatar