Главная » Статьи » Информационные системы

Проектирование информационной систем. Основные понятия.

1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (ИС), ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

 

1.1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

 

Рассматривая вопросы проектирования информационных систем прежде всего необходимо отметить, что эти вопросы объединяют в единое целое и опираются на такие важные разделы информатики как информационные системы, методы анализа предметной области, базы данных, программные средства, лингвистическое обеспечение и стандартизация компонент разрабатываемой системы.

Поэтому в данном пособии эти вопросы затрагиваются при необходимости в целях ясности изложения затрагиваемых проблем и обобщения. В частности, поскольку речь идет о проектировании информационных систем необходимо четко представлять этот объект автоматизации.

Так в Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» даются следующие определения:

«Информационная система (ИС) – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

База данных – набор данных, который достаточен для установленной цели и представлен на машинном носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации.

Банк данных – совокупность БД, объединенных единым поисковым аппаратом.»

В ГОСТ 34.003-90:

«Автоматизированная система; AC: Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.»

На первый взгляд имеются два противоречивых определения информационных систем. Однако, если принять во внимание, что приведенное выше определение «Информационная технология» – по существу не что иное как совокупность процессов, операций и процедур по переработке (т.е. сбору, обработке, преобразованию, хранению и транспортировке) информации в интересах пользователей, осуществляемых обслуживающим персоналом с помощью программно – технических комплексов и с применением телекоммуникаций, то нетрудно видеть идентичность определений.

В современное время информационные системы (ИС) стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности человека, что привело к возникновению большого разнообразия задач, решаемых с помощью ИС и, как следствие, к появлению множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.

Поэтому для лучшего понимания объекта проектирования необходимо представить какие бывают информационные системы, т.е. разбить их на классы. Существуют несколько оснований деления на классы и поэтому несколько не противоречащих друг другу классификаций. Рассмотрим основные.

 

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.

 

В отечественной литературе исторически сложилось следующее деление информационных систем (далее ИС)

по типу элементов данных, описывающих объект,

по назначению,

по характеру обработки данных.

 

1.2.1. Документографические и объектографические ИС.

Так по типу элементов данных, описывающих объект, ИС принято делить на документографические и фактографические.

В фактографических системах элементы данных предназначены для хранения и преобразования структурированных данных в виде чисел и текстов (отдельных фактов, описывающих свойства объекта). Над такими данными можно выполнять различные операции, в том числе логико – математическую обработку. В документальных системах информация представлена в виде элементов данных, описывающих объект, являющийся документом, и представляют собой множество, включающее наименование документа, библиографическое его описание, реферат и тексты, поисковый образ документа. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах как правило не производится.

Документографические БД содержат описания документов. В зависимости от содержания описания различают документографические БД следующих типов:

БО (только библиографическое описание документа),

БК (библиографическое описание и ключевые слова),

БКР (библиографическое описание, ключевые слова, реферат или аннотация),

ДБД (полнотекстовые БД, содержащие полные тексты документов, которые являются собственно документальными).

Документографические системы, как правило, строятся по двуконтурной схеме: первый контур содержит документографическую БД и используется для автоматизированного поиска документов, второй контур в случае необходимости обеспечивает выдачу полного текста документа в виде копии первоисточника на бумаге, микрофише, микрофильме или выводит текст на экран с оптического диска (в некоторых случаях с жесткого магнитного диска большой емкости).

В составе данного класса выделены следующие наиболее используемые виды БД:

по публикуемым научно-техническим документам ;

по публикуемым документам в области общественных наук;

по патентным документам;

по отчетам по НИР, ОКР, программным средствам ;

по материалам межотраслевого обмена (научно-техническим достижениям, ИЛ - информационным листкам, каталожная, выставочная информация и т.п.);

по стандартам и другой нормативно-технической документации;

библиографические БД, создаваемые в библиотеках, книгоиздательских и книготорговых организациях;

реферативные и полнотекстовые БД по общественно-политической информации, создаваемые средствами массовой информации;

БД законодательной и правовой информации;

документографические по специальным видам документов ;

БД по архивным документам.

Анализ состояния дел с ДБД различных видов в стране показывает, что в настоящее время наибольшее развитие получили ДБД документографического типа, главным образом, по опубликованным документам в области научнотехнической информации, общественных наук, патентным документам, отчетам по НИР, ОКР и другим видам документов, созданные в рамках системы научно-технической информации.

В системе НТИ создан распределенный автоматизированный банк данных (РБнД) общим объемом более 20 млн. записей.

К фактотографическим БД можно отнести следующие наиболее используемые БД:

  • Система баз данных о продукции.
  • Экономическая и конъюнктурная информация.
  • Фактографические базы социальных данных.
  • Базы данных транспортных систем страны.
  • Справочные базы для населения и организаций.
  • Система ресурсных баз данных.
  • Фактографические базы и банки научных данных.
  • ФБД в области культуры и искусства.
  • Лингвистические БД.

Фактографические БД формируются двумя способами:

  • на основе накопленных специалистами больших массивов однородной информации;
  • на основе документальных потоков существующих документографических БД;
  • на основе каталогов.

Однако, имеет место некоторое недоверие к этим массивам данных, что по-видимому связано со следующими причинами:

  1. вследствие большой вероятности ошибок при вводе значений. (Проблема проверки достоверности информации перед ее загрузкой в БД является актуальной и за рубежом, и в РФ);
  2. трудной формализуемости многих типов данных;
  3. недоверия к актуальности многих, прежде всего, экспериментальных даны, хранящихся в течение длительного времени (часто многими десятилетиями);
  4. использование аналитических форм представления данных, как правило на основе некоторой конкретной модели предметной области, вне связи с которой, данные теряют смысл;

 

1.2.2. Классификация ИС по назначению.

Системы управления.

Первыми у нас в стране были разработаны и созданы ИС управления (АСУ), затем автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП). Последними по мере развития технических и программных средств появились системы автоматизированного проектирования (САПР) и системы научной и научно – технической информации (АСНИ или АСНТИ).Таким образом создавалась и была создана система классификации по области применения (по назначению) системы.

Такая классификация ИС по результатам развития зафиксирована в ГОСТ 34.003-90 (Автоматизированные системы. Термины и определения.) следующим образом.

В зависимости от вида деятельности выделяют, например, следующие виды АС: автоматизированные системы управления (АСУ), системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) и др.

В зависимости от вида управляемого объекта (процесса) АСУ делят, например, на АСУ технологическими процессами (АСУТП), АСУ предприятиями (АСУП) и т.д.( Под и т.д. подразумевалась также АСУПП – управление подготовкой производства к выпуску продукции.)

Интегрированная автоматизированная система; ИАС: Совокупность двух или более взаимоувязанных АС, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую АС. (В современных условиях несколько заужено под этим понимают корпоративные ИС).

Информационные системы организационного управления - предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.).

Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.

ИС управления технологическими процессами (ТП) - служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) - предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС - используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности.

Таблица 1.1. Функциональное назначение модулей корпоративной ИС.

Подсистема маркетинга

Производственные подсистемы

Финансовые и учетные подсистемы

Подсистема кадров (человеческих ресурсов)

Прочие подсистемы (например, ИС руководства)

Исследование рынка и прогнозирование продаж

Планирование объемов работ и разработка календарных планов

Управление портфелем заказов

Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах

Контроль за деятельностью фирмы

Управление продажами

Оперативный контроль и управление производством

Управление кредитной политикой

Ведение архивов записей о персонале

Выявление оперативных проблем

Рекомендации по производству новой продукции

Анализ работы оборудования

Разработка финансового плана

Анализ и планирование подготовки кадров

Анализ управленческих и стратегических ситуаций

Анализ и установление цены

Участие в формировании заказов поставщикам

Финансовый анализ и прогнозирование

 

Обеспечение процесса выработки стратегических решений

Учет заказов

Управление запасами

Контроль бюджета, бухгалтерский учет и расчет зарплаты

 

 

Анализ современного состояния рынка ИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса на информационные системы организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельной функции, например, бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий.

Таблица 1.2. Классификация рынка информационных систем

Локальные системы

Малые интегрированные системы

Средние интегрированные системы

Крупные интегрированные системы (IC)

  • БЭСТ
  • Инотек
  • Инфософт
  • Супер-Менеджер
  • Турбо-Бухгалтер
  • Инфо-Бухгалтер
  • Concorde XAL Exact
  • NS-2000 Platinum PRO/MIS
  • Scala SunSystems
  • БЭСТ-ПРО
  • 1C-Предприятие
  • БОСС-Корпорация
  • Галактика
  • Парус
  • Ресурс
  • Эталон
  • Microsoft-Business Solutions - Navision, Axapta
  • J D Edwards (Robertson & Blums)
  • MFG-Pro (QAD/BMS)
  • SyteLine (COKAП/SYMIX)
  • SAP/R3 (SAP AG)
  • Baan (Baan)
  • BPCS (ITS/SSA)
  • OEBS (Oracle E-Business Suite)

В 70 - 80-ые годы в США в силу рыночной организации экономики интенсивно развивались так называемые CALS – технологии, обеспечивающие существенную экономию средств при создании и сопровождении любой продукции от начала её создания до использования и снятия с производства. Весь этот цикл был назван жизненным циклом продукции: - жизненный цикл (ЖЦ) продукции - это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукции. (7.2.2.Х)

Для жизненного цикла изделий наибольшее распространение получили две основные модели:

каскадная модель (была предложена в 1970 г. американцем Уинстоном Ройсом);

спиральная модель (разработана в середине 1980-х годов одним из ведущих мировых экспертов в области программной инженерии Барри Боэмом).

Каскадная модель предполагает разбиение всей разработки на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как будет полностью завершена работа на текущем.

Однако реально в процессе создания ИС постоянно возникает потребность в возврате к предыдущим этапам, уточнении или пересмотре ранее принятых решений. Таким образом, этапы жизненного цикла должны иметь обратные связи, задающие итерационный пересмотр результатов каждого этапа. Пример каскадной модели разработки информационной системы, выступающей в качестве изделия, показан на рисунке 1.1.

К положительным сторонам применения каскадного подхода относятся следующие обстоятельства:

на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;

выполняемые в логической последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.

Рисунок. 1.1. Каскадная модель жизненного цикла изделия (ЖЦИ).

Основным недостатком каскадного подхода считается существенное запаздывание с получением результатов, обусловленное правилами перехода от этапа к этапу.

В спиральной модели ЖЦИ (рисунок 1.2.) основной упор делается на начальные этапы ЖЦИ − анализ и проектирование. Реализуемость технических решений проверяется путем создания прототипов. Прототип (от греч. protótypon — прообраз) по своей сути является реализацией одной из моделей создаваемой системы, которые по мере прохождения циклов спирали становятся по своим функциональным и прочим характеристикам всё ближе к конечной цели разработки. Каждый цикл спирали включает проведение анализа требований к разработке, проектирование, реализация отдельных компонент системы, включая тестирование, и объединение компонент (интеграция) в единую версию информационной системы. Переход к этапу внедрения происходит в случае, если версия обладает достаточными с точки зрения требований технического задания и заказчика потребительскими свойствами.

Рисунок. 1.2. Спиральная  модель жизненного цикла изделия (продукции).

Основная проблема спирального цикла − определение момента перехода на следующий этап. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.

Спиральная модель нашла широкое применение при разработке различных сложных программных систем.

Естественное развитие каскадной и спиральной моделей привело к их сближению и появлению современного итерационного подхода, который представляет рациональное сочетание этих моделей. Различные варианты итерационного подхода реализованы в большинстве современных технологий и методов, примерами которых могут служить методологии RUP и MSF.

Rational Unified Process (RUP) — методология разработки программного обеспечения, созданная компанией Rational Software. RUP использует итеративную модель разработки. В конце каждой итерации (в идеале продолжающейся от 2 до 6 недель) проектная команда должна достичь запланированных на данную итерацию целей, создать или доработать проектные артефакты и получить промежуточную, но функциональную версию конечного продукта. Итеративная разработка позволяет быстро реагировать на меняющиеся требования, обнаруживать и устранять риски на ранних стадиях проекта, а также эффективно контролировать качество создаваемого продукта.

Модель процессов Microsoft Solutions Framework (MSF process model) представляет общую методологию разработки и внедрения IT решений. Особенность этой модели состоит в том, что благодаря своей гибкости и отсутствию жестко навязываемых процедур она может быть применена при разработке весьма широкого круга IT проектов. Эта модель сочетает в себе свойства двух стандартных производственных моделей: каскадной (waterfall) и спиральной (spiral). Модель процессов в MSF 3.0 была дополнена еще одним инновационным аспектом: она покрывает весь жизненный цикл создания решения, начиная с его отправной точки и заканчивая непосредственно внедрением. Такой подход помогает проектным группам сфокусировать свое внимание на бизнес-отдаче (business value) решения, поскольку эта отдача становится реальной лишь после завершения внедрения и начала использования продукта.

В обеспечение выполнения концепции единого информационного пространства за рубежом были созданы следующие типы автоматизированных систем, разработанных и используемых на этих этапах жизненного цикла, частично имеющих аналоги отечественных разработок в рамках в рамках интерированных АСУ:

CAE (Computer Aided Engineering) – автоматизированные расчеты и анализ;

CAD (Computer Aided Design) – автоматизированное производство;

CAM (Computer Aided Manufacturing) – автоматизированная технологическая подготовка производства;

PDM (Product Data Management) – управление проектными данными;

ERP (Enterprise Resource Planning) – планирование и управление предприятием;

MRP-2 (Manufacturing (Material) Requirement Planning) – планирование производства;

MES (Manufacturing  Execution System) – управление взаимоотношениями с заказчиками;

SCM (Supply Chain Management) – управление цепочками поставок;

CRM(Customer Relationship Management) управление взаимоотношениями с заказчиками;

SCADA ( Supervisory Relationship Management) – диспетчерское управление производственными процессами;

CNC (Computer Numerical Control) – компьютерное числовое управление;

S@SM (Sales and Srvice Management) – управление продажами и обслуживанием;

CPC (Collaborative Product Commerce) – совместный электронный бизнес. (7.2.2.Х)

Этапы жизненного цикла ппромышленных изделий и системы автоматизации процессов на этих стадиях приведгны на рисунке. 1.3.

Риунок. 1.3.Информационная поддержка на всех этапах жизненного цикла продукции

 

В схеме присутствуют, помимо рассмотренных выше, и новые понятия - IETM и PLM. IETM (Interactive Electronic Technical Manual) − это интерактивные электронные технические руководства, т.е. сопроводительная документация на изделия и процессы производства и эксплуатации в электронном виде. Сами IETM могут содержать текстовые, графические, аудио и видео данные. PLM (Product Lifecycle Management) −  управление жизненным циклом. На эту систему возлагается управление данными в едином информационном пространстве на протяжении всех этапов жизненного цикла изделий. Отметим, что понятие PLM-система трактуется двояко: либо как интегрированная совокупность автоматизированных систем CAE/CAD/CAM/PDM и ERP/CRM/SCM, либо как совокупность только средств информационной поддержки изделия и интегрирования автоматизированных систем предприятия, что практически совпадает с определением понятия CALS.

При реализации целей и задач CALS требуется соблюдение следующих основных принципов:

информационная поддержка всех этапов жизненного цикла изделия;

единство представления и интерпретации данных в процессах информационного обмена между АС и их подсистемами;

доступность информации для всех участников жизненного цикла изделияв любое время и в любом месте, что обусловливает применение современных телекоммуникационных технологий;

унификация и стандартизация средств взаимодействия АС и их подсистем;

поддержка процедур совмещенного (параллельного) проектирования изделий.

Весь объем информации об изделии можно распределить по этапам его жизненного цикла:

конструкторские данные об изделии, сведения о составе изделия, о геометрических моделях изделия, его компонентах и их характеристиках, об их отношениях в структуре изделия, о результатах расчетов и моделирования и т.д.;

технологические данные об изделии − сведения о способах изготовления и контроля изделия и его компонентов в процессе производства. Включает описание маршрутных и операционных технологий, нормы времени и расхода материалов, управляющие программы для станков с ЧПУ, а также данные для проектирования приспособлений и специального режущего и мерительного инструмента и т.д.;

производственные данные об изделии, описывающие изделие и его компоненты, содержащие сведения о статусе конкретных экземпляров изделия и его компонентов в производственном цикле;

данные о качестве изделия, содержащие сведения о степени соответствия конкретных экземпляров изделия и его компонентов заданным техническим требованиям, техническим условиям, требованиям стандартов и других нормативно-технических документов;

логистические данные об изделии, описывающие изделие и его компоненты, содержащие сведения, необходимые для интегрированной логистической поддержки изделия на постпроизводственных стадиях жизненного цикла изделия;

эксплуатационные данные об изделии,  содержащие сведения, необходимые для организации обслуживания, ремонта и других действий, обеспечивающих работоспособность изделия. Включают интерактивные электронные технические руководства по эксплуатации и ремонту .

Использование CALS, как и ожидалось, существенно сокращает затраты на разработку и производство изделий. Вот некоторые количественные оценки эффективности внедрения CALS в промышленности США:

прямое сокращение затрат на проектирование - от 10% до 30%;

сокращение времени вывода новых изделий на рынок - от 25% до 75%;

сокращение доли брака и объема конструктивных изменений - от 23% до 73%.

сокращение затрат на подготовку технической документации - до 40%;

сокращение затрат на разработку эксплуатационной документации - до 30%;

сокращение времени разработки изделий - от 40 до 60%.

Наибольшее распространение в России системы комплексной автоматизации средних и больших компаний класса ERP немецкой фирмы SAP.

Исходя из привеленных данных не трудно проследить связь с типами отечественных автоматизированных систем:

САПР – CAE, CAD, CAM, PDM (средства проектирования);

АСУП – ERP, MRP-2.(средства планирование производства, закупок, сбыта, бухгалтерские функции);

АСУТП – SCADA И CNC (средства управления производственными процессами);

АСТПП – CAM (средства технологической подготовки производства выполняют синтез технологических процессов и программ  для оборудования с числовым программным управлением, выбор технологического оборудования, инструмента, оснастки, расчет норм времени и пр.).

В рамках международных организаций ведутся работы по созданию информационных технологий взаимодействия предприятий и выражающих их международных стандартов. В Международной организации стандартизации (International Standard Organization - ISO) этими вопросами занимается специальный подкомитет SC4 комитета ТС 184. В настоящее время в ведущих индустриальных странах мира созданы национальные органы, координирующие работу в области CALS-технологий. В международном масштабе развитием CALS помимо ISO занимаются и такие организации, как ICC (International CALS-congress), EIA (Electronics Industry Association), IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers) и др. В России в рамках Госстандарта создан технический комитет № 431 «CALS-технологии».

Дальнейшее развитие ИС привело к возникновению систем информационного обеспечения бизнес – процессов. Для этих целей стали использовать упомянутые выше ERP и CRM системы, а затем появились системы электронного документооборота и, как следствие развития телекоммуникаций системы электронной торговли.

 

Системы электронных торгов.

Для России в целом идея электронных торгов очень актуальна, поскольку огромные расстояния и географический разрыв между заказчиками и поставщиками сочетаются с очень высоким, даже по мировым меркам, количеством пользователей Интернета.

Россия занимает все более высокое место в списке стран, лидирующих по охвату населения Интернетом. В стране функционирует более миллиона сайтов и порталов, где размещено около миллиарда различных документов (для сравнения: в мировом интернет-пространстве сейчас около ста миллиардов страниц).

Перед рассмотрением систем электронной торговли уточним, что следует различать понятия электронный бизнес и электронная коммерция.

Электронный бизнес (e-бизнес) − бизнес-процессы, использующие возможности глобальных информационных сетей для получения прибыли (поиск партнеров, продукции; проведение конкурсов; дистанционное обучение и пр.)

Электронная торговля, или коммерция (e-commerce) −  любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационно-телекоммуникационных сетей.

Электронная коммерция является важнейшим составным элементом e-бизнеса.

Системы электронной торговли на 100% «завязаны» на Интернет, в отличие от ранее рассмотренных систем, которые могут иметь и автономную технологию, имеющую выход на Интернет в своих отдельных компонентах.

Принято выделять 3 основных направления электронной коммерции:

бизнес − потребитель (business-to-consumer, B2C);

бизнесбизнес (business-to-business, B2B);

бизнесадминистрация (business-to-administration, B2A или B2G). Поскольку администрация часто заменяется на английский вариант – Government (правительственные структуры, исполнительная власть), то возможно синонимичное написание – B2G.

Использование электронных форм коммуникации позволяет существенно снизить затраты на организацию и поддержание всей инфраструктуры бизнеса поскольку:

  • отпадает необходимость в торговых залах, функции которых выполняют Интернет-магазины,
  • снижаются затраты на рекламу и обслуживание и, как следствие,− цена на товар;
  • сокращается время на оформление и выполнение заказа;
  • появляется возможность непрерывного контроля за заказами, а также до- и послепродажного обслуживания;
  • возможна персонализация обслуживания клиента;
  • расширяется рынок сбыта товаров и услуг для продавца и возможности выбора для покупателя;
  • появляются принципиально новые возможности для маркетинга.

В зависимости от рыночной стратегии компании возможны различные формы присутствия в Интернет:

электронная визитная карточка;

электронный каталог (web-витрина);

электронный магазин;

торговые интернет-системы (ТИС).

В чем же заключаются различия четырех вышеупомянутых систем Интернет-торговли?

Электронная визитная карточка («представительский сайт») представляет собой несколько электронных страниц и даже одну страницу с информацией о компании и ее деятельности. Основная функция подобного сайта или компонента сайта − предоставить возможность потенциальному клиенту или компаньону познакомиться с услугами компании, аналогично обычному бизнес-справочнику или рекламному. По сути, это лишь рекламный вариант реализации товара, без операций взаимодействия с клиентом.

Более продвинутой формой информирования клиента является электронный каталог (Web-витрина) с подробной информации о товарах и услугах, а часто − и с текущими ценами.

Web-витрины − это относительно простые и недорогие сайты, представляющие товары торговой компании в виде стандартного каталога. Они могут производить операции оформления заказа, а иногда и выставление счета. На этом этапе работа с заказом переходит к менеджеру по продажам. Очевидно, что даже в случае полной реализации перечисленных возможностей, до полной автоматизации торгового процесса еще очень далеко. Необходимо как минимум связаться со складом, организовать доставку товара покупателю или на пункт выдачи заказов, принять оплату покупки. Параллельно требуется тщательное изучение спроса, проведение рекламных мероприятий и масса аналитической работы. Здесь нет места для реального уменьшения уровня операционных издержек, и даже при идеальном решении рентабельность web-витрины мало отличается от рентабельности обычных методов ведения торговли.

Торговая интернет-система объединяет в одно целое интернет-магазин и традиционный магазин, с общей системой логистики, управления товарными запасами и т. п.

Системы Интернет-магазина выполняют большую часть задач, не решаемых в рамках Web-витрины. В том числе, благодаря динамической обработке информации и работе с базами данных, Интернет-магазин имеет возможность работать индивидуально с каждым зарегистрировавшимся покупателем. 

Типовая структура, функции и технология Интернет-магазина (вариант B2C).

Обычно типовой Интернет-магазин позволяет оперативно решать следующие задачи:

подготовить и оперативно вести товарную базу, классифицированную по категориям, где каждый товар может содержать некоторое, часто неограниченное количество характеристик и свойств, несколько графических изображений, краткое и расширенное описания, сопутствующие товары, несколько цен в рублях или валюте;

организовать продвижение определенных категорий товаров, используя маркетинговые возможности системы специальных предложений;

определять категории покупателей, а следовательно, те цены, предложения, скидки и бонусы, которые он увидит;

реализовать гибкую ценовую политику за счет системы скидок по сумме заказа, по рубрикам товаров, по категориям пользователей и др.;

собирать и отслеживать все индивидуальные данные по каждому зарегистрированному клиенту;

собирать и обрабатывать информацию о поступивших заказах, изменять количество и состав заказанных позиций, отслеживать и изменять состояние заказа;

отправлять оповещение клиенту по электронной почте при каждом изменении состояния заказа;

управлять информационными разделами сайта (публиковать информацию о компании, предлагаемых сервисах, новости, статьи, техническую информацию, добавлять и удалять разделы);

организовать информационные рассылки (новости, статьи и т.п.), и управлять подпиской;

организовать обсуждения на форумах и гостевых книгах;

проводить on-line опросы и викторины со сбором статистики;

оптимизировать сайт под поисковые системы.

С технической точки зрения Интернет-магазин − это совокупность Web-витрины и Торговой системы. (рисунок 1.4.).

Рисунок.1.4. Укрупненная функциональная схема интернет-магазина

 

Web-витрина предоставляет интерфейс к базе данных продаваемых товаров (в виде каталога, прайс-листа), работает с виртуальной торговой корзиной, оформляет заказы и регистрирует покупателя, предоставляет помощь покупателю в он-лайновом режиме, передает информацию в торговую систему и обеспечивает безопасность личной информации покупателя. Далее торговая система осуществляет автоматическую обработку поступающих заказов: резервирует товар на складе, контролирует оплату и доставку товара.

Каталог товаров

Полнота размещенной в каталоге информации, удобная структура и быстрый поиск во многом определяют успех магазина. Ведь именно здесь располагается вся доступная потенциальному клиенту информация о товаре, которая должна полностью компенсировать отсутствие образцов и продавца-консультанта. Кроме того, клиенту нужно легко и быстро найти требующуюся информацию, либо руководствуясь структурой каталога, либо используя систему поиска. В первом случае обычно требуется быстрая загрузка нужных страниц для получения первичной информации о товарах, а после этого, при необходимости,− переход к более подробному описанию. Во втором случае, помимо поиска по названию и основным характеристикам, требуется возможность осуществления поиска по контексту.

Информационная поддержка покупателя

Потенциальный клиент должен иметь возможность в любой момент получить ответы на любой вопрос, сопутствующий покупке. Это условия послепродажного сервиса, консультации по особенностям схем оплаты и многое другое.

Виртуальная торговая корзина

В процессе выбора товара формируется список отобранного товара − «виртуальная корзина", или "торговая тележка". Как и в случае с реальной корзиной, любое наименование товара должно быть изъято в любой момент по желанию покупателя с последующим пересчетом общей стоимости покупки. И, разумеется, необходимо, чтобы текущее содержимое корзины отображалось постоянно. После окончания отбора товара наступает момент оформления заказа с выбором метода оплаты и доставки, а также регистрация покупателя. В тех случаях, когда выбор условий доставки произведен покупателем заранее, стоимость доставки может сразу учитываться при расчете общей стоимости покупки.

Регистрация

Регистрация может происходить до или после выбора товаров. В первом случае создается регистрационный вход, которым могут воспользоваться постоянные клиенты магазина. Для них реализуется специальная система обслуживания и схема оплаты. Возможность регистрации после выбора товара позволяет покупателю сохранить анонимность и экономит время, если покупатель не принял решения что-либо купить в этом электронном магазине. Во время регистрации система обеспечивает безопасность личной информации покупателя, пользуясь при передаче данных защищенными каналами, например, протоколами SSL или SET.

Обработка заказа

Процесс обработки заказа начинается с проверки наличия товара и резервирования его на складе. При отсутствии части заказа система информирует покупателя о возможной задержке. Затем при оплате в он-лайновом режиме инициируется запрос к выбранной платежной системе и при подтверждении оплаты заказа происходит оформление заказа на доставку товара. Покупатель со своей стороны может в онлайновом режиме получать информацию о прохождении заказа.

Сбор маркетинговой информации

Владелец виртуального магазина имеет возможность получать полную информацию о посетителях web-сайта и строить в соответствии с ней систему маркетинга. Программное обеспечение Интернет-магазина позволяет не только собрать для анализа максимум статистической информации, но и оперативно ее использовать. Полученные результаты позволяют, например, выявить места магазина, оптимальные для размещения рекламной информации, а системы управления web-контентом позволяют автоматизировать ход рекламной кампании. Обычно публикация дополнительной информации реализуется при помощи отдельного сервера приложений (управляющего областью публикации) и соответствующей базы данных.

Следует отметить, что практика реализации товаров через электронные магазины на сегодняшний день имеет серьезные недостатки, которые хоть и сдерживают развивитие  этой формы торговли, но не останавливает это развитие. Поскольку в этом пособии электронные магазины рассматриваются только как формау информационной системы, эти проблемы здесь не отражаются.

Сегмент B2B.

Основная задача систем В2В − повышение эффективности взаимодействия компаний на рынке.

При схеме B2C, рассмотренной в предыдущем разделе, клиент может довольно легко отыскать в интерактивном режиме нужные ему товары, даже если каждый продавец будет прибегать к собственной системе справочников и каталогов. В варианте B2B такое взаимодействие может производиться в автоматическом режиме, что практически требует использования единых правил описания продукции, унифицированных систем классификации, кодирования и т. д.

Системы В2В можно условно подразделить на 3 класса:

межкорпоративные системы В2В;

корпоративные системы В2В;

электронные торговые площадки (ЭТП).

Электронные торговые плащадки − это Web-сайт, предназначенный для непосредственной организации он-лайн деятельности специалистов служб закупок и сбыта различных предприятий. На электронной торговой площадке создаются автоматизированные рабочие места специалистов по сбыту или снабжению для обеспечения необходимым сервисом:

создание и поддержка фирменных каталогов;

поиск продавцов и покупателей;

проведение конкурсов в режиме он-лайн;

комплекс средств он-лайн взаимодействия контрагентов;

маркетинговый и конъюнктурный анализ;

предконтрактная и контрактная подготовка;

проведение оплат поставщикам и контроля поставок.

Стоимость работы на торговой площадке несопоставимо ниже стоимости создания своего интернет-магазина или своей электронной службы снабжения.

Электронное сообщество (e-сommunity) ─ разновидность электронной торговой площадки. ЭТП этого типа собирают вместе потенциальных покупателей и продавцов на базе общего профессионального интереса. Сообщества обеспечивают компании необходимой информацией, содержащей промышленные новости, исследования, информацию по состоянию рынка, списки вакансий.

Сегмент B2G – госзакупки продукции и услуг.

Создание и развитие системы электронных государственных закупок является естественным продолжением электронной торговли в общемировом масштабе. Современные электронные сетевые технологии в приложении к госзакупкам дают существенный выигрыш по сравнению с традиционным процессом, основанном на бумажном документообороте. Даже при идеально отлаженной технологии процесс подготовки конкурсной документации, публикация в прессе информации о конкурсе, взаимодействие с поставщиками, сбор заявок на участие в конкурсе и т.п. отнимают у госзаказчиков массу сил и времени. При появлении исправлений или уточнений приходится повторять всю процедуру чуть ли не с самого начала. Не меньше проблем приходится и на долю поставщиков — нужно найти информацию о конкурсе, выкупить комплект документации, разобраться и заполнить его, отвезти заявку. А если появится информация об изменениях и уточнениях − переделать заявку и отослать вновь.

Внедрение интернет-технологий позволяет значительно повысить эффективность процесса подготовки и проведения конкурсных торгов, увеличить число поставщиков путем более простой и прозрачной процедуры участия в конкурсе. Доступ к госзаказам получают малые и средние предприятия, в том числе из отдаленных регионов. Усиливается конкуренция − появляются более выгодные предложения.

Особенности систем обеспечения электронных закупок:

жесткое соблюдение требований федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

режим работы он-лайн с использованием Интернет;

общий, не дискриминированный доступ участников к торгам, проводимым в системе;

равные конкурентные возможности для всех участников торгов;

юридически значимый электронный документооборот.

Система позволяет проводить закупки нескольких видов, таких как:

конкурсы, в которых разделены этапы объявления, сбора предложений и подведения итогов;

аукционы, в которых определяется победитель, предложивший наилучшую цену;

запросы котировок, реализующие процедуру закупок, более упрощенную по отношению к конкурсам, в которой победитель определяется по наилучшей цене предложения.

Основным способом доступа к системе является доступ через Интернет.

Автоматизируется деятельность следующих лиц и организаций:

заказчиков торгов, формирующих планы госзакупок;

получателей бюджетных средств −  при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств;

организаторов торгов;

контрольно-распорядительных органов;

председателей конкурсных комиссий;

секретарей конкурсных комиссий;

членов конкурсных комиссий;

членов экспертных комиссий;

участников размещения заказа (поставщики).

Таким образом интенсивное развитие информационных технологий существенным образом расширило области применения ИС и, как следствие увеличило их разнообразие.

Не претендуя на точность и полноту в настоящее время ИС по областям применения можно разделить следующим образом:

Автоматизированные системы поддержки жизненного цикла продукции:

  • САПР;
  • АСУПП;
  • АСУТП;
  • Управление утилизацией продукции;
  • АСУП - комплексные системы управления предприятием типа CRM и ERP;

 

Автоматизированные системы документальной информации:

  • АСНТИ – научно – технической информации;
  • АБИС – автоматизированная библиотечная информационная система;
  • АПИС – правовой информации;

Автоматизированные системы электронного бизнеса:

  • Интернет-магазин (вариант B2C);
  • Бизнес –бизнес - сегмент B2B;
  • Госзакупки продукции и услуг - сегмент B2G;
  • Система электронных платежей.

 

В заключение данного раздела необходимо отметить следующие ньюансы.

Концепция жизненного цикла относится к любому изделию, в том числе и к информационным системам. Однако в литературе часто встречается утверждение, что прежде всего это относится к проектированию информационных систем и делается ссылка на стандарт ИСО/МЭК 12207-95.

В тоже время если посмотреть внимательно на схемы (см. рисунки 1.1. и 1.2.) нетрудно видеть, что проектирование лишь один этап ЖЦ изделия. И далее часто делается ни ничем не обоснованное утверждение, что в нашей стране никогда не использовался итерационный процесс проектирования ИС. Такие утверждения повидимому связаны с тем фактом, что при разработке программного обеспечения, а именно этому посвящен упомянутый стандарт, действительно не использовалась итерационная разработка программных систем, поскольку действующими ГОСТами такая технология разработки ПО не предусматривалась. Находясь в рамках жесткой административной системы уход от действующих стандартов приводил бы к трудностям при сдачи изделия в эксплуатацию.

В то же время при разработке крупных, работающих в промышленном режиме ИС систем эта технология использовалась и можно на эту тему привести целый ряд примеров.

Наиболее эффективно эта методология используется при разработке больших программных комплексов, когда надо большое количество задач распределить между большим числом исполнителей, а затем собрать проект в единое целое. Однако  более детально этот вопрос будет рассмотрен в соответствующем разделе.

1.2.3.Классификация ИС по характеру обработки информации.

В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. (Например, ИС библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест в гостиницах и пр.)

Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие.

Результирующая информация управляющих ИС непосредственно трансформируется в принимаемые человеком или системой (например в системах АСУТП, или роботах) решения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных. (Например, ИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета.)

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных. (Например, экспертные системы, системы искусственного интеллекта – генрируюшие музыку, текст и т.д..)

Подводя итог анализа объекта проектирования необходимо отметить большое разнообразие его видов. Трудно представить, что можно каким – то образом объединить технологии проектирования такого разнообразия систем. Однако это оказывается возможным.

В этих целях в следующем разделе выявим общие черты объекта разработки и на их основе сформулируем общий подход к проектированию ИС.

 

Категория: Информационные системы | Добавил: Алексей (06.10.2014)
Просмотров: 4089 | Теги: проектирование, данных, технология, ИС, систем, понятия, Информационная, база | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar